Предметы православного искусства

Предметы православного искусства

Коллекция предметов православного искусства насчитывает более 300 единиц хранения. В составе коллекции – иконы, предметы медного художественного литья, богослужебная церковная утварь, изделия декоративно-прикладного искусства, облачения священнослужителей, рукописные и печатные книги.

Коллекция икон

Музейная коллекция икон насчитывает более 90 предметов. Хронологические рамки коллекции охватывают вторую половину XVIII – начало ХХ века. В ней собраны как высокохудожественные иконы, созданные профессиональными иконописцами, так и «крестьянские» иконы, которые писали художники-самоучки. Для таких икон характерны условность форм, упрощенная техника письма и ограниченное количество красок.

В коллекции представлено более десяти образов Богоматери: Казанской, Феодоровской, Тихвинской, Иверской, Касперовской, «Всех скорбящих радость», «Знамение», «Утоли моя печали», «Неопалимая купина».

Храмовая икона Богоматери Иверской имеет на оборотной стороне доски надпись: «Св. Икона сiя писана и освещена на Св. Горе Афонской въ кельи Благовещенiя Iеромонахом Серафимом Титовымъ въ 1882 году ноября 23го».

В коллекции представлено пять храмовых икон: икона святых апостолов Петра и Павла; икона с изображением святого благоверного князя Александра Невского; икона на металле с изображением святого Иоанна Воина, которая была привезена в музей из села Михайловского Чебулинского района Кемеровской области.

К особо редким и ценным предметам относится деревянный киотный крест «Распятие Христово с предстоящими». Крест датируется концом XVIII – началом XIX века. В те времена киотные кресты изготавливались, как правило, из медного или латунного сплава и крайне редко из дерева. Крест представляет собой композицию, в центре которой – крест восьмиконечной формы с изображением распятия Христова, слева – икона с изображением Богоматери, Марфы и Марии Клеоповы; справа – икона с изображением апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина Сотника. В навершии креста – поясное изображение Христа Эммануила (на облаках), ниже – два слетающих ангела, оплакивающих смерть Христа, по углам – изображение солнца и луны.

Благодаря собирательской работе сотрудников музея в начале 2000-х годов коллекция пополнилась двумя иконами, которые выполнены в очень редкой технике: щепная икона, или икона на щепе. Подобная техника в истории иконописания существовала в России всего лишь 30 лет (с 1880 по 1910 г.) и была практически утеряна. Подобные иконы писались на щепе, то есть коре дерева. От чурбака (липы или осины) топором откалывали щепу. Форма щепы была выгнута по объему ствола дерева. Дощечка обрабатывалась только с лицевой стороны, высушивалась, затем наносился тонкий грунт левкаса и писалось изображение святого. Подобные иконы являются примером истинно народного творчества. Это так называемый изобразительный фольклор, основанный на народных представлениях о Христе. Из-за хрупкой основы до наших дней дошли лишь единицы щепных икон.

В музее хранятся щепная икона Богоматери «Умиление» и икона «Архангел Михаил с Фролом и Лавром». Изображение Богоматери «Умиление» выполнено в оттенках охры и практически сливается с тоном дерева. С тончайшей, почти невесомой дощечки на нас смотрит строгий византийский лик Богородицы, держащей на руках младенца Иисуса.

В отличие от нее образы Архангела Михаила, Фрола и Лавра на второй иконе написаны яркими, сочными красками. Для обеих икон характерна примитивная живопись. Так, все трое святых прописаны в одинаковых синих хитонах и красных гиматиях. Нимбы обозначены простой белой чертой. Образ Архангела Михаила отличает изображение крыльев и убруса (платка) с ликом Спаса Нерукотворного.

На Невьянском заводе (Урал) в 1820 году написана икона с изображением святых апостолов Петра и Павла. Апостолы изображены в полный рост, в развороте друг к другу. Апостол Павел держит в руках раскрытую книгу; апостол Петр – свернутый свиток и ключи. Невьянскую икону отличает тонкость письма, нарядность, декоративность и обилие золота.

Уральские иконописцы владели различными способами обработки золотого фона. Золото символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, победное сияние добра. На иконе в серебряном окладе изображен святитель Митрофан (1623–1703), который правил Воронежской епархией с 1682 по 1703 год.

Митрофан изображен с архиерейским жезлом в руках. Жезл украшен вставками из красного и зеленого стекла. На окладе стоит клеймо пробирного мастера, датируемое 1834 годом.

В коллекции более десяти образов Святого Николая Чудотворца – одного из самых любимых и почитаемых в народе святых.

Медное художественное литье

Коллекция медного художественного литья насчитывает около 80 предметов. В ее составе – иконы, нагрудные, напрестольные и киотные кресты и складни. Основным центром производства меднолитых крестов и икон в конце XI – начале XIII века являлся Киев. В XIV–XV веках его место занимает Новгород Великий. В XVI–XVII веках первенство в литье медных образов переходит к Москве. В начале XVIII века центром меднолитого производства становится Поморье. Здесь в старообрядческих мастерских были выработаны новые типы медных икон: большие праздничные створы (четырехстворчатые складни) с изображением церковных праздников; двух и трехстворчатные складни.

Основное отличие поморских икон – золочение и украшение цветными стекловидными эмалями. С конца XVIII века по образцам поморских икон стали работать московские мастера-литейщики.

В коллекции музея собраны изделия новгородских, московских и поморских мастеров. Наиболее ранний предмет в коллекции – панагия XVI века, отлитая новгородскими мастерами из красной меди. Панагия – это небольших размеров икона с изображением Богородицы, которая является знаком архиерейского достоинства и носится епископами на груди. На хранящейся в музее панагии изображен образ Смоленской Богоматери со святым Николаем и святым Власием. По преданию, образ Смоленской Богоматери, именуемый «Одигитрия», что значит «Путеводительница», был написан святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы.

В качестве предстоящих на иконе изображены одни из самых почитаемых в России святых – Николай Чудотворец и святой Власий, который считается покровителем пастухов и животных. По краям панагия украшена орнаментом в виде жгута, который характерен именно для новгородской школы медного литья.

Еще одну красномедную икону в коллекции исследователи датируют XVI веком. Это небольшая икона с изображением распятия Христа с предстоящими. Икона имеет неподвижное оглавие с ликом Спаса Нерукотворного. В отличие от иконы Смоленской Богоматери изображения Иисуса и святых даны условно, отливка иконы нечеткая с низким рельефом.

Икона святого Георгия Победоносца отлита в XIX веке по иконографии XVI века из красной меди. На ней изображен эпизод из жития святого под названием «Чудо Георгия о змие»: Георгий Победоносец спасает царевну от змея (дракона). Святой Георгий изображен в развевающемся плаще, верхом на коне, вонзающим копье в пасть змеи. Змея держит на поводке царевна Елисава. Икона ажурная, выполнена в технике просечного литья. Вверху иконы – неподвижное оглавие с изображением лика Спаса Нерукотворного. В оглавии имеется сквозное отверстие для ношения иконы на груди.

В коллекции 16 икон, украшенных стекловидными эмалями. Иконы отлиты поморскими и московскими мастерами в XVIII–XIX веках и разнообразны по тематике. Среди них несколько образов святого Николая Чудотворца, святого Георгия Победоносца, образы святого Паисия Великого, Иоанна Предтечи, пророков Моисея и Илии. Особо любимы и почитаемы в народе были образы Богоматери «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих радость», «Знамение», «Умиление», Богоматери Смоленской (Одигитрии).

Из меднолитых крестов в коллекции представлены нательные, напрестольные и киотные. Киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» отлит во второй половине XIX века. В центре композиции – крест восьмиконечной формы. На левой пластине изображены Богоматерь и святая Марфа; на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин Сотник. В нижней части изображены град Иерусалим, гора Голгофа и голова Адама. На верхнем конце – лик Спаса Нерукотворного. Не менее интересна и оборотная сторона креста, на которой выгравирован растительный орнамент в стиле барокко: пышные растения с длинными изогнутыми листьями, стоящие в вазонах.

Возврат к списку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!