Текстиль

Текстиль

Коллекция «Текстиль» в фондах музея составляет более 2000 единиц хранения. Она включает в себя: одежду, головные уборы, аксессуары, обувь, убранство жилища. Экспонаты данной коллекции охватывают период с середины ХIХ в. до начала ХХI в.

Коллекция в основном комплектовалась с начала 1950-х гг. Интенсивное ее пополнение продолжалось во второй половине 1980-х гг. и в 1990-е гг.  

Полотенца-рушники

Особую ценность для изучения представляют полотенца-рушники, по ним можно изучать историю материального производства: технику изготовления нитей, ткани, способы их окраски, техническое оснащение и др. Концы полотенец богато орнаментированы, что дает возможность предположить о богатом духовном облике их исполнителей.

Почти все полотенца изготовлены в период с конца XIX в. до середины ХХ в. из однотонного домотканого и фабричного полотна (льняного и хлопчатобумажного) с вышивкой, сохраняющей древние орнаментальные традиции русской, преимущественно северной, вышивки.

Коллекция комплектовалась, с начала 1950-х годов и значительно пополнилась в 1990-е гг. Большая часть полотенец изготовлена на территории Томской губернии (нынешние территории Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев), некоторые предметы привезены переселенцами в начале ХХ в. и в 1940-е гг. европейской части России: Вологда, Тверь, Пенза, Орел, Казань, Вятка и Чувашия. Многие из них передавались по наследству и бытовали в 2-3 поколениях, хранились как семейные реликвии. Полотенца, согласно легендам, изготовлялись в семьях разных сословий: мещане, крестьяне, ремесленники.

Набольшую ценность в музейной коллекции представляют ритуальные полотенца с архаическим орнаментом: с изображением мирового древа, женских фигур, животных и птиц. Вышивки выполнены хлопчатобумажными нитками красного и черного цветов в различной технике: тамбурным швом, гладью белой, сквозной, двухсторонней, однотонной и теневой, крестом, филе.

К ранним предметам относятся платки и шали фабрик Москвы и Павловского Посада. Единственным является платок кумачовый производства фабрики Барановых в с. Карабаново Владимирского уезда. На нем сохранился штамп фабрики.

Женская одежда

В фондах музея хранится ценная коллекция платьев первой четверти ХХ века, которые были в ходу у представительниц разных слоев населения. Большой интерес представляет платье горожанки, принадлежавшее прабабушке Ченурновой В.Н., приехавшей с семьей из Вятской Губернии в Мариинский уезд Томской губернии в начале XX века. В семье дарителя оно хранилось как семейная реликвия.

Такие платья, отрезными по талии, из домотканого холста (пестряди), с длинным рукавом и воротником «стойка», были модные сначала на Западе, а потом уже и в России. До этого в народном костюме преобладал трапециевидный силуэт, незначительная приталенность достигалась только за счет пояса. Представленный перед нами фасон платья преобладал только у горожанок. Его носили молодые женщины, и именно по торжественным случаям. Платье состоит из комбинированного распашного лифа и юбки из девяти продольных полотнищ.

Одним из исторически интереснейших предметов коллекции «Текстиль» является палантин. Это (накидка на плечи) - деталь женской одежды. Представленный палантин, из купеческой семьи 3-й гильдии, города Перми, плетеный на коклюшках из шелковых ниток кремового цвета. Является образцом Вологодского кружева. Подобные платки носили модницы в Щегловске и Кузнецке.

Национальная одежда

Большую ценность представляет национальная одежда шорцев и телеутов конца XIX- начала XX века. Предметы, созданные в этот период, сохраняют традиционные способы производства ткани, кожи, кости и изготовление одежды, бытовавшие среди кузнецких татар (шорцев с XVII века).

Одним из особо значимых предметов является шорский халат «Шабыр» – праздничная верхняя мужская одежда. Изготовлен из домотканой ткани, покрой туникообразный, стан из двух перегнутых по линии плеч полотнищ, сшитых посредине спинки. Запах левосторонний. Рукав широкий, зауженный к обшлагам. Подол, обшлага рукавов, воротник обшиты черным бархатом, по которому цветными нитками вышиты треугольники, повторяющиеся полукружья, ромбы, зигзагообразные линии. Именно эта отделка придает изделию уникальность, поскольку обычно мужские халаты расшивались лишь по вороту.

Домотканая мужская и женская одежда шорцев почти не различалась. У шорцев основной материал для пошива одежды – это холст из волокон дикой конопли или крапивы, изготовленный на самодельном ткацком станке (кендырь тыбеге). Такую ткань так и называют – кендырный холст. Детали одежды выкраивались острым ножом и сшивались вручную прочными кендырными нитками с помощью шила и иглы.

Традиционный мужской головной убор шорцев – это шапка «порук» в виде колпака, собранной на макушке в сборки, пришитые к кружку, из холста. Нижний край шапки отворачивался наружу, поверх отворота нашита полоска черного плиса и расшита цветными шерстяными нитками.

Интерес для посетителей представляют мужские сапоги из сыромятной кожи собственной выделки – «одук», которые были в ходу и летом и зимой. Шили их всегда просторными, вместо чулок использовали траву осоку, хорошо предохраняющую ноги от холодов и влаги. Подошва выкраивалась из кожи, была мягкой, без каблуков. Подобная обувь не утратила своего значения и в настоящее время, охотники таежных шорских поселков, отправляясь на промысел, предпочитают такие сапоги из кожи, обуви фабричного производства.

Народный костюм и его детали собраны отдельными предметами, из которых полностью скомплектован пока чувашский костюм. Современный костюм представляет в основном продукцию местных швейных предприятий 1960-80-х гг.

В 2021 году в музей поступил комплекс традиционной женской телеутской одежды, датирующейся 1960-1970-гг. В его составе – халат демисезонный, стеганный на вате; халат праздничный из шелковой черной ткани, платья (кунёк) трапецивидной формы из ярко однотонной ткани с воротником, выполненным из бересты, обшитым сукном. Платья изготовлены по традиционным телеутским выкройкам, подол и рукава обшиты ярко красным сатином, символизирующим оберег от злых духов.

Советская и российская символика

Частью данного фонда является коллекция советской и российской символики: знамена, флаги памятные и наградные ленты, вымпелы.

Важным событием для нашего музея стала передача из Центрального музея Вооруженных сил РФ в апреле 2021 года подлинных боевых знамен 237-й и 376-й стрелковых дивизий на вечное хранение. Данные предметы относится к раритетам Российской Федерации, имеющие историческое значение, они отражают вклад кузбассовцев в великую Победу. В настоящее время боевые знамена находятся на реставрации в Суздальском филиале Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Возврат к списку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!