Фарфор, керамика

Фарфор, керамика

Коллекция изделий из фарфора, фаянса и керамики насчитывает более тысячи предметов и состоит из бытовых предметов и изделий декоративно-прикладного искусства.

Кузнецовский фарфор

Фарфор XIX века представлен предметами, произведенными на заводах «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

В музейной коллекции хранится более 60 предметов так называемого кузнецовского фарфора: блюда, тарелки, чайные пары. Из изделий декоративно-прикладного искусства особо можно выделить блюдо для сухарей, выполненное в виде стопки журналов. На зеркале помещен черный печатный рисунок, имитирующий половину обложки журнала «Стрекоза», еженедельного художественно-юмористического издания, с карикатурами либерального направления, выходившего в свет в Санкт-Петербурге с 1875 по 1918 год.

В журнале печатались обзоры общественной и литературной жизни, рассказы, фельетоны, драматические сценки, юмористические стихи, отражающие злободневные проблемы общества дореволюционной России.

В коллекции музея представлены изделия практически всех фабрик, которые входили в «Товарищество М. С. Кузнецова»: в Дулево, Новгороде, Вербилках, Будах (Украина), Риге и др. На рижской фабрике изготовлены изящные чайные чашки из тончайшего костяного фарфора с цветочным орнаментом. По нижней части тулова чашки имеют декоративный рельеф.

Гарднеровский фарфор

Конкуренцию кузнецовскому фарфору составляла продукция фарфоровой фабрики, которую открыл в 1766 году в подмосковном селе Вербилки английский купец Франц Гарднер. В коллекции музея хранится 12 изделий с ярко-красным клеймом, на котором изображен двуглавый орел герба Российской империи.

Орел держит в когтях овальный медальон с изображением Георгия Победоносца верхом на коне и надписью по окружности: «Фабрик. Гарднеръ въ Москвъ». Каждое изделие фабрики имеет индивидуальный номер. Посуда фабрики Гарднера представлена сливочником и сахарницей из чайного сервиза. Предметы украшены деколью в виде медальонов с изображением пасторальных сцен: юноши и девушки в розовых и голубых хитонах играют на музыкальных инструментах на лоне природы. Масленка «Ландыши» выполнена в виде тарелки с куполообразной крышкой. На голубом фоне – орнамент из букетов ландышей и незабудок.

В 1892 году этот завод был сдан в аренду, затем продан Матвею Сидоровичу Кузнецову, который включил его в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», считавшимся крупнейшим предприятием в Российской империи. На протяжении 10 лет после продажи, воздавая дань былой славе завода, на лучших вещах, созданных в Вербилках, продолжали ставить марку «Фабрик. Гарднеръ въ Москвъ».

Среди хранящихся в коллекции изделий фабрики Гарднера особую ценность имеет статуэтка «Пляшущий крестьянин».

Дулевский фарфор

Традиции кузнецовского фарфора продолжил Дулевский завод – один из заводов, входивших в «Товарищество М. С. Кузнецова». Завод был национализирован советской властью в 1918 году и переименован в Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В коллекции музея хранится более 80 изделий этого завода: посуда (столовый сервиз, отдельные тарелки, блюда и чайные пары) и статуэтки. Продукция завода 1920–1930-х годов представлена единичными экземплярами: агитационным бокалом с портретом В. И. Ленина и бокалом с изображением птицы, сидящей на ветке рябины. Персонаж сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» – плывущая по волнам Царевна Лебедь отлита на Дулевском заводе в 1956 году.

В 2018 году коллекция статуэток пополнилась скульптурной композицией «Русский перепляс», изготовленной на Дулевском заводе в 1958 году. Фигурки парня-гармониста и двух танцующих девушек украшены редкой авторской росписью Асты Давыдовны Бржезицкой (1912–2004).

Конаковский фарфор

Еще один завод, входивший до революции 1917 года в состав «Товарищества М. С. Кузнецова», – Конаковский фаянсовый завод. Завод был основан в 1809 году в селе Кузнецово Тверской губернии (в настоящее время город Конаково Тверской области). В 1870 году выкуплен М. С. Кузнецовым у наследников бывшего владельца. В музейной коллекции около 80 изделий Конаковского завода, датируемых 1940–1990 годами: суповые и десертные тарелки, блюда для сервировки стола, салатники, сухарницы.

Ленинградский фарфор

Посуда Ленинградского фарфорового завода представлена чайными парами фирменного цвета кобальтовая синь. Одна из знаковых фигурок Ленинградского фарфорового завода – работа 1963 года скульптора И. Н. Никоновой и художницы Е. Н. Лупановой. Статуэтка «Вратарь» (или «Хоккеист») изображает вратаря сборной СССР по хоккею, с номером 1 на майке.

Прокопьевский фарфор

Отдельно выделена коллекция изделий Прокопьевского фарфорового завода (ПФЗ), который был открыт в 1973 году в городе Прокопьевске Кемеровской области. Первая продукция была выпущена 25 апреля 1973 года, о чем свидетельствуют хранящиеся в музее тарелки с надписью: «Первое изделие Прокопьевского фарфоро-фаянсового завода. 25.IV.73 г.».

Из изделий ПФЗ в коллекции представлены: столовый сервиз формы «Ромашка» (автор С. И. Б урков); чайный комплект с рисунком «Праздничный стол» (автор А. И. Прочко); несколько чайных и кофейных сервизов, отдельные тарелки, блюда, чайные пары и кружки.

Наибольшую ценность имеют фарфоровые кубки, которые вручались шахтерским бригадам-победителям областного соцсоревнования; а также кубки, изготовленные по случаю проходивших в Кузбассе спортивных состязаний – турнира по хоккею «Золотая шайба» (Прокопьевск, 1974 г.) и Всесоюзного турнира на приз клуба ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч» (Кемерово, 1984 г.). Помимо посуды, ваз, кубков и другой продукции, Прокопьевский завод выпускал статуэтки. Так, к московской Олимпиаде (1980 г.) был освоен выпуск символа Олимпийских игр: Мишки-боксера. Статуэтка выполнена в белом цвете. На груди Мишки золотом изображена эмблема Олимпийских игр.

Агитационный фарфор

В отдельную коллекцию выделяется агитационный фарфор, предметы которой датируются концом XIX – началом ХХI века. На петербургском Заводе братьев Корниловых изготовлен бокал, на тулове которого с одной стороны помещено изображение гербового орла с портретом императора Александра II, а с другой стороны – текст манифеста от 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян.

В 1947 году в Советском Союзе был официально утвержден праздник День шахтера. Первое празднование состоялось 29 августа 1948 года. С 1949 года начался выпуск агитационной посуды, посвященной празднованию Дня шахтера. На Барановском фарфоровом заводе (Украина) произведены чайные пары с изображением шахтера с отбойным молотком на плече. Шахтер изображен на фоне копра шахты и угольного террикона. В коллекции хранятся три предмета посуды, которые выпускались специально для эвакогоспиталей: супница с эмблемой РККА, поильник для тяжело раненных и солонка с эмблемой Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

К агитационному фарфору можно отнести декоративную тарелку, выпущенную РАО «ЕЭС РОССИИ» к 85-летию плана ГОЭРЛО. Тарелка очень удачно повторяет характерные для советского агитационного фарфора 1920-х годов изображения индустриальных объектов и красных лент с лозунгами.

Мейсенский фарфор

В коллекции хранится несколько предметов с клеймом знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуры (одного из старейших фарфоровых производств Европы), основанной в 1710 году. Особую ценность имеет масляная лампа конца XIX века, с фарфоровым туловом, украшенным кобальтовым орнаментом «индийский цветок». Тулово установлено на бронзовом основании с ножками в виде голов египетских фараонов и имеет бронзовые навершие и горелку. Декор лампы отражает увлечение европейского искусства в конце XIX – начале ХХ века востоком. Современный мейсен представлен скульптурой «Шахтер», изготовленной в начале ХХI века: мужчина, сидящий на пластах угля и опирающийся на опущенную кирку. На скульптуре – мейсенское клеймо в виде перекрещенных мечей синего цвета.

Из изделий неизвестных заводов можно отметить статуэтку женщины в нарядной блузке с пышными рукавами и изящной шляпке с бантом и лентами. Такие статуэтки назывались Half dolls – кукла-половинка. В основании фигурки имеются отверстия, через которые кукол пришивали к различным предметам домашнего обихода. Такие изящные фарфоровые статуэтки украшали чехлы для чайников, игольницы, метелочки для смахивания пыли, пробки парфюмерных флаконов, лампы и пудреницы.

Возврат к списку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!