Интернет-проект "История одного экспоната"


ОФ 3655 монисто.png

НАГРУДНОЕ УКРАШЕНИЕ "МОНИСТО"

XIX век, Томская губерния, Кузнецкий округ

Монисто (Мониста) – древнейшее нагрудное украшение, состоящее из цепочки или шнура с крестами и монетами царской России, в виде ожерелья, является женским оберегом. В летописях и старинных грамотах монисто упоминается обыкновенно при именах женщин. Путешественники из Западной Европы, гостившие в России царских и имперских времён, писали в своих воспоминаниях, что «на шее славянки носят больше денег, чем стоит весь их дом».

Около XVI века в России монисто перешли в простые вышивные украшения. В XVIII – XIX веках монисты носили женщины Приуралья, Сибири, включая Кузнецкую землю – чуваши, удмурты, татары-мишари. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и в богатых семьях переходили от поколения к поколению.

В фондов музея хранится монисто из фрагмента кожи прямоугольной формы, по верхней кромке которой проходит двойная нитка из бисера белого и черного цветов. Остальное поле украшено прикрепленными на него монетами разного достоинства. Всего в комплекте 68 медных и серебряных монет расположенных в четыре ряда по возрастающей: 1-й верхний ряд состоит только из пятикопеечных монет; 2-й ряд – 5-ти и 10-ти копеек; 3-й ряд – 10, 20 копеек, 4-й ряд – 20, 25 копеек. Самая ранняя монета – гривенник (10 копеек) – датируется 1742 годом, временем правления Елизаветы, а самая поздняя – 10 копеек – датируется 1860 годом, временем правления Александра II. Все монеты у края со сквозными отверстиями для крепления к основе.

● ● ● ● ●


ОФ 993 Арифметика.jpg

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК ПО МАТЕМАТИКЕ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

XIII век, издание 1703 года. Тираж 2400 экземпляров. Россия, Москва.

В Кемеровском областном краеведческом музее, в коллекции Редкой книги, хранится самый первый российский учебник по математике, изданный в начале XVIII века. Эта книга, являющаяся национальным достоянием России, уникальна как своей историей, так и содержанием. Арифметика по праву принадлежит к выдающимся литературным памятникам Петровской эпохи, сыгравшим решающую роль в деле математического образования в России.

300 лет назад, когда начиналось освоение Кузбасса, один из таких же экземпляров Арифметики попал к юному Михаилу Ломоносову, который знал ее наизусть, хранил эту книгу до конца своих дней и называл «вратами учености». Написана книга была простым, образным и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно. Печать на страницах всей книги в две краски. Текст и таблицы в орнаментальных рамках. Написано полууставом. Переплет изготовлен из досок, покрытых кожей. На поверхности крышки фигурные виньетки с растительным орнаментом. Имеются две металлические застежки. В течение многих десятилетий книга с честью выполняла свою роль, став пособием для всех русских людей, которые стремились к математическому образованию.

Кто же создал эту уникальную по своим качествам учебную математическую книгу!? Учитель из российской глубинки Леонтий Филиппович, не имевший даже фамилии, притягивал к себе «своей ученостью отроков» как магнитом. Неслучайно, встретив его и отметив глубокие знания учителя, Петр I повелел именовать его Магницким.

Книга включает в себя сведения не только по арифметики в современном понимании, но и по геометрии, а также приложение по прикладным вопросам, таким как навигация, астрономия, военное дело.

● ● ● ● ●

ОФ 479 чернильница 18 век.jpg

ЧЕРНИЛЬНИЦА С ДЕРЖАТЕЛЕМ ДЛЯ ПИСЬМА

Начало XVIII века. Российская империя.

В фондах Кемеровского областного краеведческого музея хранится одна из первых металлических чернильниц, производство которых началось в России с XVII века.

В отдаленных от крупных поселений скитах люди занимались переписыванием книг, для чего были необходимы чернильницы, а также штампы для оформления книг, застежки и др. В этих же местах изготавливали медные канцелярские предметы. Затем литье продавали в разные губернии России. Возможно, именно из этой чернильницы 300 лет назад росчерком пера подписывались самые важные документы, связанные с освоением нашего региона.

На протяжении многих столетий форма чернильниц оставалась неизменной. Изделие напоминает плоский штоф с расширенной горловиной, по обеим сторонам которого расположено два круглых ушка для крепления цепочек и держателя пера. Такая плоская с боков чернильница удобна в обиходе, ведь ее можно было крепить у пояса, она устойчива – можно поставить на любую поверхность или просто держать в ладони. На стенках чернильницы с двух сторон нанесен растительный многоцветный орнамент, который переходит и на узкие боковины чернильницы тремя вертикальными полосами, но уже в виде гравировки, придавая этой ёмкости для письма особую декоративность. Размеры предмета невелики: высота 5,3 см, ширина в основании 5,0 см, длина держателя пера 15,3 см.

Изготавливать сосуды для чернил поручали выдающимся скульпторам, литейщикам и ювелирам. Продажа изделий приносила значительный доход. Чернильницы делали чаще подвесными, чтобы их было легко переносить или брать с собой в дорогу.

● ● ● ● ●

ОФ 103 Щурка золотистая.jpg

ПТИЦА ЩУРКА ЗОЛОТИСТАЯ

Год поступления – 1955. Горная Шория. 

Среди хранящихся в Кемеровском областном краеведческом музее представителей фауны есть уникальные, редко встречающиеся экземпляры даже сегодня. Это Золотистая Щурка или Пчелоедка – одна из самых красочных птиц Европы семейства Щурковых. Брюшко у золотистой Щурки голубое, спина и задняя часть шеи – рыже-коричневые, крылья – смешанные из этих двух цветов. Характерен относительно длинный изогнутый клюв, а также удлинённые хвостовые перья у взрослых особей. Молодняк, как правило, несколько бледней и с более коротким хвостом. 

Щурка кормится летающими насекомыми: осами, пчелами, стрекозами, жуками и бабочками. Добычу ловит на лету, охотно поедает медоносных пчел, отчего она и получила второе название – Пчелоедка. Поймав крупное насекомое, птица ударами о землю или ветви деревьев убивает его, у жуков обламывает жесткие крылья, а у пчел раздавливает жало. 

Золотистая Щурка гнездится в Европе, частично в Северной Америке и западной Азии. Она является перелетной птицей, которая зимует в тропической Африке или Индии. Была найдена погибшей на территории Таштагольского района Кемеровской области весной 1955-го года и поступила в музей в том же году. Таксидермист – Залесский Николай Иванович (штатный таксидермист кемеровского лесного промышленного хозяйства в 1950 – 1970-х гг.). 

Щурка признана «уязвимым» видом, популяция которого вызывает тревогу у специалистов, принимающие меры по её увеличению. Вид имеет природоохранный статус в Европе. Щурка занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

● ● ● ● ●

Сосуд.jpg

СОСУД С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ОРНАМЕНТОМ

Эпоха бронзы, XVIII – XIII вв. до н.э. Салаирский кряж, Кытмановский район, Алтайского края.

В середине II тысячелетия до нашей эры, когда в Египте строились пирамиды, а во всем мире расцветала эпоха бронзы, на территории степей и лесостепей от Южного Урала до Среднего Енисея расселились загадочные племена андроновской культуры. Андроновцы жили 3,5 тысячи лет назад и оставили после себя захоронения и поселения, которые в наши дни археологи находят под землей. 

Сосуд, хранящийся в Кемеровском областном краеведческом музее был найден в Кытмановском районе Алтайского края в андроновском захоронении в изголовье погребенного. Немало подобных сосудов находят археологи на территории Кемеровской области. Погребальный обряд этих племен предполагал обязательно ставить в захоронения сосуды, наполненные мясной пищей. Андроновцы верили, что после смерти человек попадает в загробный мир, который ничем не отличается от мира земного.

Сосуд богато украшен замысловатыми геометрическими орнаментами: треугольниками, зигзагами и солярными знаками. Такие орнаменты древние гончары наносили специальными инструментами перед обжигом, пока глина оставалась мягкой.

Знаки на посуде были не только украшением, они служили магическими символами и отражали целую систему мировоззрения андроновцев. Мотивами в виде «свастики» в центре сосуда передается круговое движение дневного светила, а остроугольные треугольники, нанесенные по краю сосуда, символизировали мировой океан, окружающий со всех сторон землю. В целом вся картина воспроизводит циклическое круговое движение, то есть смену дня и ночи вокруг оси мира.

● ● ● ● ●

ОФ 11425 птица.jpg

ДРЕВНИЙ АМУЛЕТ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОИНА

Время изготовления VI – VII вв. н. э. Кузнецкая котловина, Гурьевский район Кемеровской области.

Древний нагрудный амулет со сложной сюжетной композицией изображает хищную птицу с плоским туловищем и объемной головой в полете с распростертыми крыльями и антропоморфной личиной на груди.

Амулет был изготовлен из бронзы угро-самодийскими племенами полторы тысячи лет назад в средневековое время. Культура угро-самодийцев была распространена в Западно-Сибирских таежных районах от Прикамья до Приобья. Археологи фиксируют подобных бронзовых птиц с личинами в Прикамье, в Томском Приобье, в Среднем Приобье, на р. Иня Кемеровской области. В данном случае птица была найдена случайно в Гурьевском районе Кемеровской области, и такой случай не единичен. Также таких птиц находят в средневековых захоронениях воинов.

Предмет отражает высокий уровень развития бронзолитейного производства таежных племен. Их жизнь была тесно связана с окружающей природой, поэтому нередкими сюжетами средневековых литейщиков становятся птицы и животные.

Амулет в виде птицы являлся знаком высокого общественного положения. Их носили средневековые воины на груди. С этим же амулетом воина после смерти хоронили. В погребальном обряде птица становится священным проводником и вместилищем человеческих душ при их перемещении в верхний мир.

Смотреть на представленную птицу нужно не сверху, а снизу, как смотрит человек на летящих птиц. При таком ракурсе антропоморфное изображение находится не на груди птицы, а под птицей, не между лап, а в лапах. Так визуально было реализовано представление о душе и ее форме, которая перемещалась в мифологизированном пространстве вместе с птицей и под прикрытием ее крыльев.

● ● ● ● ●

ОФ 6972 Потир.jpg

ПОТИР. ЧАША ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ

В юбилейную пятьдесят пятую годовщину Кемеровского областного краеведческого музея был приобретен особенный экспонат церковного назначения, являющийся священным предметом.

Это Потир на длинной ножке и широким круглым основанием, символизирующий чашу, которую Иисус Христос передавал своим ученикам во время Тайной вечери. Потир применяют в литургии для освящения вина и для принятия причастия. Такая чаша в христианстве олицетворяет веру, духовное просветление, искупление грехов.

Потиры – в своих лучших образцах являются не только атрибутами христианского таинства, но и высокохудожественными произведениями искусства. Каждый ювелирный Потир для православного богослужения – это настоящий шедевр. Церковные мастера сначала разрабатывают дизайн изделия, а затем вручную отливают каждый потир. Для декорирования изделия используются филигрань, эмаль, финифть, чеканка и др.

На музейном Потире весом более 600 грамм чистого серебра с позолотой с помощью гравировки изображены растительный и геометрический орнаменты, а также с четырех сторон медальоны из Деисуса, выполненные чернью. На венце по всему диаметру надпись «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите». Ножка (стоян) выполнена в виде балясины. Поддон украшен растительным чеканным орнаментом и четырьмя выпуклыми медальонами с орудиями страстей, выполненными чернью. На поддоне с внутренней стороны четыре клейма: пробирного мастера С. Белкина, Аледермана и герб города Москвы.

Первоначально ритуальные чаши изготавливались из дерева, затем появились стеклянные и медные потиры. С IV века от Рождества Христова для изготовления потиров стали использовать серебро, применяя позолоту и различные техники обработки для украшения драгоценных металлов. Литургическая Чаша должна быть изготовлена из твердого, долговечного и не подверженного окислению материала. Потир, изготовленный еще в конце XVIII века и хранящийся в сокровищнице нашего музея, является подлинным шедевром ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

● ● ● ● ●

ОФ 6931 шкатулкадля украшений.jpg

ШКАТУЛКА ДЛЯ УКРАШЕНИЙ

С чего начиналась история шкатулок – небольших ящичков с крышками для хранения мелких, обычно ценных вещей? Считается, что первые такие изделия появились в России, придя из древних восточных государств. Для изготовления использовались самые разные материалы: металл, дерево, камень, стекло, кость. Для придания изделию красивого вида его покрывали дорогой тканью, резьбой, кожей, чеканкой, вышивкой, украшали драгоценными камнями. 

Особо примечательны старинные шкатулки, изготовленные восточными умельцами около двух тысяч лет назад. Это были деревянные футляры для украшений, отличавшиеся самой разной формой. Нередко такие ящички снабжались замками и секретами. Мастера, которые их изготавливали, занимались изысканными ухищрениями, так как старинная деревянная шкатулка была хранительницей секретов только своей владелицы. Многие разновидности имеют скрытые отделения, известные только хозяйке, двойное и даже тройное дно. 

В Европе в XIX веке популярны были шкатулки из бронзы. В Кемеровском областном краеведческом музее вы можете видеть шкатулку, выполненную из венской бронзы 40-50-х гг. XIX века. Шкатулка сделана в виде круглой муфты. Поверхность рельефная, имитирующая мех. Боковые поверхности обтянуты голубым бархатом. С правой стороны муфты прикреплено бронзовое скульптурное изображение кошки в виде головы и передних лап. Крышка шкатулки откидная на шарнирах. Предмет закрывается на внутренний замок. 

Шкатулка была передана в музей в 1984 году Мэри Моисеевной Кушниковой – известным кемеровским историком, краеведом, искусствоведом, писательницей. Она была держателем крупнейшей за Уралом коллекции предметов декоративно-прикладного искусства.

● ● ● ● ●

ОФ 17100 зуб носорога.jpg

ЗУБ ДРЕВНЕГО НОСОРОГА МЕРКА

Одной из уникальных палеонтологических находок, поступивших в Кемеровский областной краеведческий музей в середине XX века, считается зуб древнего теплолюбивого носорога Мерка. В 1964 году на берегу реки Ини в районе поселка Промышленная Кемеровской области случайно был обнаружен зуб этого млекопитающего.

Ученые палеонтологи, работавшие с материалом, определили его принадлежность и возраст. Оказалось, что это последний, коренной, верхний зуб взрослой особи древнейшего на земле носорога, который обитал в южных степях Евразии и на севере Африки. И только в жаркие месяцы совершал миграции до северных широт Сибири. Останков носорога Мерка в мире считанные единицы – не более тридцати пяти. Это делает ценнее находку, обнаруженную на территории Кузнецкой котловины нашего региона.

Носороги Мерка вели одиночный образ жизни и были приспособлены к лесным ландшафтам, среди кустарников и высокотравья. Носорог имел два рога и был относительно крупным животным. Он весил более 3000 кг и имел около 2 метров в высоту и 4 метра в длину. По оценке ученых, носорог Мерка был крупнее многих своих собратьев – шерстистого, черного и белого африканского и индийского носорогов. В отличие от приземистого шерстистого носорога, Мерка был гораздо более стройным, с высокими ногами и широкими ступнями. Такое строение позволяло древнему млекопитающему без труда передвигаться по заболоченным участкам.

Изменение климата и растительности явилось причиной вымирания носорога Мерка. Постепенно оттесняемый оледенением на юг Европы, зверь еще долго жил на ландшафтах, похожих на современные американские прерии, вместе с представителями мамонтовой фауны. Последние из этих носорогов доживали свой век на территории Италии, уже во времена палеолитического человека. После наступления последнего ледникового периода и изменения климата (он стал более сухим и холодным), на смену носорогу Мерка пришел родственный ему шерстистый носорог.

Принадлежность зуба редкому вымершему виду Носорога Мерка была определена в марте 1972-го года Алексеевой Эрнестиной Витальевной – кандидатом биологических наук, известным исследователем палеофауны Сибири и Дальнего Востока.

● ● ● ● ●

ОФ 20449-2 котел скифский.jpg

ДРЕВНИЙ СКИФСКИЙ КОТЕЛ

Заглянуть вглубь веков и собственными глазами «увидеть» прошлую жизнь овладевает любознательного человека. К тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. Предмет – самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу отмыкает заветную дверь в прошлое.

Кузнецкая земля всегда была местом пересечения и притяжения различных народов. Скифские кочевые племена также не обошли стороной нашу территорию и оставили заметный след в истории региона. Земля таит несметные богатства, оставленные ими.

Одним из таких предметов является древний скифский бронзовый котел, случайно обнаруженный в Тисульском районе Кемеровской области в середине XX века.

Древний человек был очень зависим от природных факторов. Котел предназначался для ритуальных целей. В таких небольших емкостях готовили различные благовонья для задабривания духов огня, воды и воздуха.

Возраст этого предмета более 8 тысяч лет, но с какой тщательностью он отлит в специальных литейных формах. Его поддон и вертикальные ручки с ажурными выступами аккуратно припаяны к тулову. Превосходная сохранность котла говорит о том, что он достаточно долгое время находился на открытом воздухе, и его поверхность покрылась защитным налетом благородной патины.

В общей сложности, в Кузбассе было обнаружено 10 целых скифских котлов разных размеров, половина из которых в силу различных обстоятельств хранятся в музеях других регионов.

● ● ● ● ●

HtZ3TtGQS3Y.jpg

СКУЛЬПТУРА "ЗОЛОТАЯ ШОРИЯ". АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОТЛИВКИ

Скульптура «Золотая Шория» – духовный символ жителей южных гор нашего региона, которая признана одним из Семи чудес Кузбасса. Автор произведения – известный скульптор Даши Намдаков.

В краеведческом музее хранится авторская модель для отливки этого монументального произведения, высота которого достигает шести метров, а вес более пяти тонн. Сама скульптура была установлена в Таштагольском парке боевой славы в 2010 году. 

Описание:

На деревянном постаменте стоит отлитая из бронзы скульптура, изображающая могучего лося, на спине которого сидит изящная шорская красавица.Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю шорской земли. Плоскости рогов покрыты графическими изображениями сцен из повседневной жизни предков, сходно так называемым петроглифам или наскальным рисункам.

В руках девушка держит чашу, символизирующую духовное богатство и изобилие Горной Шории. В священной чаше горит «вечный огонь», который отражается бликами по золоченым орнаментам на платье всадницы. Монумент символизирует связь прошлого и настоящего Горной Шории, а также гостеприимство этого живописного края.

● ● ● ● ●

ОФ 11273 статуэтка Пляшущий крестьянин.jpg

СТАТУЭТКА "ПЛЯЩУЩИЙ КРЕСТЬЯНИН"

Антикварная фарфоровая статуэтка создана в конце XIX столетия на фарфоровом заводе Ф.Я. Гарднера. Завод основан в Российской Империи в 1760-е гг. (село Вербилки Московской губернии). Его основатель – английский купец Франц Яковлевич Гарднер начинал производство с изготовления небольшого количества фарфоровой посуды из гжельской и глуховской глины. За короткий срок предприятие английского купца завоевало мировую известность.

В первом десятилетии XIX века на гарднеровском заводе был налажен широкий выпуск фарфоровой скульптуры. Основной темой стали русские сюжеты: композиции на темы городской жизни и крестьянского труда, детских игр и быта. Большой популярностью пользовались фигуры разносчиков и продавцов, иллюстрирующие в фарфоре разные литературные произведения.

В 1892 году этот завод был сдан в аренду, затем продан Матвею Сидоровичу Кузнецову, который включил его в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», считавшимся крупнейшим предприятием в Российской империи. На протяжении 10 лет после продажи, воздавая дань былой славе завода, на лучших вещах, созданных в Вербилках, продолжали ставить марку «Фабрикъ Гарднеръ въ Москве».

В конце XIX века на гарднеровском заводе была выпущена серия статуэток «Пляшущий крестьянин», изготовленных из бисквитного фарфора, поверхность которого по своим свойствам сравнима с высококачественным мрамором. Роспись изделий полихромная, в цветовой гамме преобладают коричневый, зеленый, голубой и черный цвета.

Сегодня антикварная статуэтка «Пляшущий крестьянин» обладает высокой художественной ценностью и пользуется огромным спросом на антикварном рынке.

● ● ● ● ●

ОФ 4648 Медаль 500-тысячному жителю Кемерово.jpg

МЕДАЛЬ "ПОЛУМИЛЛИОННОМУ ЖИТЕЛЮ ГОРОДА КЕМЕРОВО"

Медаль «Полумиллионному жителю города Кемерово» была выпущена в двух экземплярах. Одна медаль в марте 1978 года была вручена семье новорожденного Андрея Соболева, вторая, в это же время, поступила в фонды Кемеровского областного краеведческого музея.

В преддверии 60-летнего юбилея города Кемерово, в марте 1978 года прошла торжественная церемония регистрации новорожденного Андрея Александровича Соболева – 500-тысячного гражданина Кемерово. Мероприятие состоялось во Дворце культуры строителей, куда родители с новорожденным ребенком прибыли в праздничной колонии легковых автомобилей с транспарантом: «Город, встречай полумиллионного жителя».

Председатель горисполкома Г.С. Веселов во время церемонии вручил родителям Андрея Соболева свидетельство о рождении ребенка, памятную медаль «Полумиллионному жителю города Кемерово», памятку-наказ малышу, ордер и ключ от новой трехкомнатной квартиры. Заведующая отделом ЗАГС Л.А. Сарычева подарила Андрею октябрятский значок и пионерский галстук.

Рождение полумиллионного жителя стало важным событием в истории города Кемерово, с этого дня население города составило 500 000 человек.

Юбилейный житель города Кемерово – второй сын в семье Соболевых, его мама Евдокия Васильевна трудилась в тресте «Кемеровохимстрой», а папа – Александр Васильевич, в научно-производственном объединении «Карболит».

Сегодня Андрей Соболев проживает в Кемерово, женат, растит дочь, работает инженером на опытном ремонтно-механическом заводе.

Возврат к списку

© КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Разработка сайта: ИТ-Квартал
Дизайн: Студии Алексея Лобура